Со времен существования первых библиотек и до наших дней проблема сохранности библиотечного фонда остается актуальной, будь то охрана материальной основы документа от разрушения, либо противоправные действия крадущих библиотечные книги или недобросовестные читатели, годами не возвращающие книги в библиотеку, которые и называются задолжниками.
Фонд библиотеки может потерпеть самый большой ущерб как раз от тех, для кого он предназначен, поэтому работа с читателями-задолжниками - важный элемент в работе сотрудников отдела обслуживания.
Основной задачей отдела обслуживания как структурного подразделения библиотеки является обеспечение выполнения всех библиотечных услуг, оперативность и качество обслуживания, а значит недопущение отказов. А одна из причин отказов на книги как раз их несвоевременный возврат некоторыми пользователями библиотеки.
В целях сохранности книжного фонда библиотек регулярно проводится работа с задолжниками:
- оповещение задолжников по телефону;
- отправка открыток-напоминаний;
- рейды по квартирам задолжников.
Для предупреждения несвоевременной сдачи книг проводятся индивидуальные беседы с пользователями при записи и издаются закладки с правилами библиотеки для вновь записавшихся читателей.
Основной упор, конечно, следует делать не на возврат книг, а на профилактику, т.е. на воспитание культуры читателя. С читателями нужно работать еще до того, как они стали задолжниками, раньше, чем они взяли книгу домой. На абонементе находится кафедра записи читателей, и именно там библиотекари знакомят читателя с Правилами пользования библиотекой, потому что незнание – самая распространенная причина их нарушения. Сотрудники абонемента говорят о важности своевременного возврата литературы, проводят разъяснительную, профилактическую работу по предупреждению нарушений Правил пользования библиотекой.
Такая работа достаточно сложна и кропотлива, но действенна она будет лишь в том случае, если ведется настойчиво и систематически, а не от случая к случаю и к тому же с каждым пользователем.
И, может быть, тогда перестанут быть столь актуальными слова Антона Павловича Чехова, который говорил: «Если товарищ просит у вас книгу, дайте ему денег. Деньги он, возможно, вернет, а книгу – вряд ли».